Для просмотра проекта жми на ссылку
https://www.youtube.com/watch?v=P3UNaIPYOwc&feature=youtu.be
Названия произведений искусства определили заголовок проекта. Первое — сами фрески Дионисия и просветительский проект начала XXI в. — выставка художественной фотографии Юрия Холдина в храме Христа Спасителя в Москве и его проспект-каталог «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV XV вв.». Второе — название музыкального произведения Р. Щедрина, навеянного древнерусской живописью, для девяти инструментов — камерного ансамбля необычного состава.
Фресковая иконопись Дионисия в пространстве храма стала доступна миллионам людей в художественном переводе на язык светописи — искусства фотографии. Они погружают в наполненное светом трёхмерное пространство храма.
Ю. Холдин увидел, что колористическая гамма фресок даёт ощущение светоносности образов, понял, что единственное совершенное пространство света, на которое мог ориентироваться великий иконописец, бывает в храме в полдень солнечного дня: храмовое пространство в этот момент ощущается как «Небо на земле». Полдень одновременно и кульминационный момент Божественной литургии. «Я заставлял плёнку, — вспоминал фотограф,— увидеть так, как человек видит это во время литургии, когда включаются паникадила, горят свечи... » Не об этом ли и поэтические строки О. Мандельштама?
...Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.
И Евхаристия, как вечный полдень, длится—
Все причащаются. Играют и поют,
И на виду у всех Божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.
Впечатления Родиона Константиновича Щедрина, вызванные фресками Дионисия, нашли воплощение в его музыке.
После прослушивания этого сочинения Щедрина попытатесь ответить на вопросы:
• Ощущается ли созвучность музыки и фресок? В чём она заключается?
• Какими средствами композитор передаёт контраст «небесного и земного»?
• Какую роль в этом играет подбор инструментов камерного ансамбля исполнителей?
• Какими звучностями композитор достигает очарованности, таинственности, духовного движения к свету?